22.08.2023

СМИ о нас. «Мошенники говорят по телефону голосами родных»: на что обратить внимание?

Все чаще казахстанцы стали сталкиваться с новым видом мошенничества. Теперь аферисты звонят намеченным жертвам, и голосом, целиком имитирующим родных и близких людей, описывают трагический случай, что кто-то из знакомых или они сами попали в сложную ситуацию - ДТП, больницу и прочее. ALSI рассказывает редакции Bluescreen на подробном примере, как разворачивается аналогичное «представление» и где нужно быть начеку.

imgonline-com-ua-Shape-VSIR7ok1Qrj.png

Юлия Шевцова, старший менеджер по маркетингу ALSI

«Технологии не стоят на месте, и мошенники активно ими пользуются. Многие уже сталкивались со звонками на сотовый телефон от работников банков или сотрудников правоохранительных органов. Теперь преступники активно перешли на звонки в WhatsApp и других мессенджерах.

Если ранее вам могли позвонить от имени близкого человека или родственника и сообщить, что он попал в неприятную ситуацию или у вас что-то не так с деньгами в банке, то сейчас технологии позволяют моделировать ваш голос. Звонки поступают не просто от вашего имени, а от вашего лица и разговаривают именно вашим голосом!

Для разрешения ситуации срочно требуются деньги. Сначала аферисты просто набирают номер жертвы, задают банальные вопросы, и, получив ответы, сбрасывают звонок. Затем пропускают записанный голос через нейросети, генерируют необходимые им новые фразы и предложения. Дальше все по схеме: мошенники звонят родственникам жертв, просят о помощи, убеждая взять кредит, снять деньги и прочее.

Сценарий мошенников таков (случай из реальной жизни):

Мошенники звонят вашим близким родственникам на городской номер или сотовый телефон и говорят не просто от вашего лица, а именно вашим голосом, что: «Я (такая-то, такой-то, называется имя) попал(-а) в ДТП, меня сбила машина, в данный момент нахожусь в больнице, необходимы деньги, так как, мол, вина на мне и есть пострадавшие», затем трубка передается человеку, который представляется врачом больницы.

Этот «врач» описывает, в каком состоянии находится «пациент», затем некто вашим голосом сообщает, что сейчас позвонит «следователь», и в этот момент поступает звонок от этого якобы «следователя».

Они постоянно находятся на связи, так, что положить трубку становится затруднительно. С одной стороны по-городскому с вами общается «близкий», а с другой - по сотовому - ведут к тому, чтобы вы сделали все (сняли деньги в банке, оформили кредит), чтобы мошенники получили деньги. Также для полной убедительности «следователь» просит написать заявление, а «врач» говорит о том, что в больницу необходимо передать тапочки, гигиенические принадлежности, постельное белье. Некто «близкий» эту информацию подтверждает, так как «врач» периодически передает трубку и вашим голосом «пострадавший» убеждает, что приезжать не нужно.

На все возражения сообщается, что в больнице к «пациенту» не пустят, что важно просто передать деньги и принадлежности, причем самим везти не стоит, мол, приедет такси, все заберет и отдаст, кому требуется.

Хочу обратить ваше внимание на то, что именно реальный голос вашего родного человека вводит в заблуждение! Создается ощущение, что все сказанное – правда.

Мошенники владеют информацией о вас и вашем близком родственнике, они знают: городской номер телефона, сотовый номер, место вашей работы и ведут свою жертву, не дают возможности опомниться, чтобы нельзя было усомниться или позвонить кому-то еще.

В заключении хочу напомнить читателям – поделитесь этой статьей с родными, друзьями, особенно стоит детально проинструктировать старшее поколение:

1. Держите ухо востро, по возможности не отвечайте на незнакомые номера, не сообщайте никому свои банковские реквизиты, личную информацию, тем более трехзначный защитный код на оборотной стороне карточки.

2. Не покупайте ничего на подозрительных сайтах и не отправляйте предоплату за товар, пока вам его не доставят.

3. Не переходите по фишинговым ссылкам, ведущим на сомнительные интернет-ресурсы, оставляя какие-либо персональные сведения о себе и близких.

4. Не делайте поспешных выводов, бросаясь выручать «пострадавшего», снимая деньги и влезая в кредиты. Включите критическое мышление.

5. Немедленно кладите трубку, если чуете подвох – лучше перезвонить по сотовому номеру тому, от чьего имени вам звонят и в 102. Не бойтесь перестраховываться, и тогда вы сможете защитить свои финансы».

Вернуться к новостям